Видеоигры часто предлагают нам примерить роль благородных героев, воинов и альтруистичных спасителей. Однако иногда внимание сосредотачивается на персонажах, которые не так уж и близки к образу героя, размывая грань между справедливостью и жестокостью, между выживанием и разрушением. Их истории могут не вызывать восторга и аплодисментов, но они заставляют задуматься, задавая неудобные вопросы.
Будь то через жестокие решения, эгоистичные мотивы или откровенное злодейство, вот 8 игр, в которых главные герои показывают, что быть протагонистом не всегда означает быть хорошим парнем.
Spec Ops: The Line
Военные преступления на песке
Того, что начинается как стандартный военный шутер, постепенно разворачивается в нечто глубоко тревожное. В игре Spec Ops: The Line капитан Мартин Уокер отправляется спасать мирных жителей в Дубае, но каждое его решение ведет к зверствам, заставляя игроков задуматься, спасают ли они кого-то или же просто убивают. Известная сцена с белым фосфором остается одним из самых запоминающихся примеров падения героя.
Игра играет с ожиданиями игрока, представляя Уокера как традиционного военного героя, прежде чем разобрать этот образ по частям. К концу становится сложно понять, пытался ли он действительно спасать людей или просто удовлетворял собственное эго. Мало какие игры ставят под вопрос мораль как протагониста, так и игроков, как это делает Spec Ops: The Line.
The Last of Us Part 2
Месть как ядовитое лезвие
Спустя четыре года после событий первой игры Элли уже не та наивная девочка, какой была раньше. Годы травм и трагическая смерть Джоэла толкают её на поиски убийцы, Эбби, в миссии, охваченной гневом. Это приводит к непрерывному циклу насилия, так как игрок вынужден наблюдать последствия с обеих сторон.
Вместо ожидаемой катарсиса в истории мести, The Last of Us Part 2 заменяет его усталостью и сожалением. Выборы Элли оставляют её в одиночестве, разбитой, и в конце трудно видеть в ней героиню. Naughty Dog переосмысливает историю, делая падение главного героя центральной частью повествования.
Disco Elysium
Сумасшедший и дисфункциональный детектив
Мало какие игры сразу же делают вас неудачником; Disco Elysium — одна из таких. Гарри Дю Буа просыпается в грязной гостиничной комнате с похмельем и без памяти, и ему поручают расследовать убийство. Едва удерживаясь на плаву, игроку предоставляется возможность либо окончательно разрушить Гарри, либо попытаться его спасти.
Игра процветает за счет недостатков Гарри. Он коррумпирован, жалок, иногда неумышленно смешон, но никогда не является образцом для подражания. Даже если игроки направляют его к искуплению, он никогда не становится примером справедливости. Disco Elysium — отличный пример настоящего антигероя.
Overlord
У зла тоже есть миньоны
Для менее морально серого поворота событий, Overlord переворачивает с ног на голову фэнтезийные ролевые игры. Вместо того чтобы возглавлять благородных рыцарей и защищать слабых, игроки командуют гремлинами, которые могут разрушать деревни, красть сокровища и жестоко расправляться с любым, кто сопротивляется.
Здесь нет двусмысленности. Повелитель — это настоящий злодей, и удовольствие заключается в том, как игра открыто это признаёт. Отправка группы бесов для разграбления овец кажется абсурдной, забавной и одновременно захватывающей. Это редкая игра, где отсутствие героизма является основной фишкой, создавая мрачный комичный поворот в жанре стратегии и экшена.
Manhunt
Кровавые следы на каждом углу
Попав в серию снюфф-фильмов под руководством садистского режиссера, в Manhunt игроки берут под контроль Джеймса Эрла Кэша, чья жизнь зависит от выполнения жестоких убийств с импровизированным оружием. Любое чувство героизма исчезает в тот момент, когда вы душите первую жертву пластиковым пакетом.
Грязное оформление игры только добавляет к атмосфере. Уровни кажутся не тщательно продуманными испытаниями, а сценами для отвратительного шоу. Кэш не спасает никого; он сам является носителем жестокости, и игрок становится соучастником. Manhunt — это игра, которая намеренно пугает и заставляет запомнить себя надолго после её окончания.
Prototype
Шагающая чума
Добавляя веселье в похороны, Алекс Мерсер просыпается без памяти и с телом, которое может принимать форму различных видов оружия, способных разрывать людей, танки и вертолеты на части. На первый взгляд, он кажется мучеником, ищущим ответы, но на самом деле он сам является источником вирусной вспышки, угрожающей Нью-Йорку.
Игровой процесс Prototype идеально соответствует отсутствию человечности у главного героя. Мерсер может поглощать любого, крадя их внешность, память и навыки без малейшего угрызения совести. Свобода творить хаос, не заботясь о друзьях или врагах, завораживает, но осознание того, что вы играете за катастрофу, а не за героя, противостоящего ей, поражает не меньше.
Kane & Lynch: Dead Men
Преступные умы в деле
Kane & Lynch: Dead Men рассказывает историю двух людей, которых можно назвать антигероями в лучшем случае, но на деле они просто безжалостные преступники, пытающиеся выжить. Кейн — опальный наемник, а Линч — нестабильный психопат. Их история — это не о искуплении, а о отчаянии, предательстве, жадности и насилии.
Партнерство тоже нестабильно, с постоянными конфликтами между ними, но именно это делает историю захватывающей. Никто из них не привлекателен, но в этом весь смысл. Игра снимает яркую и добрую оболочку с героев боевиков, оставляя игроков с двумя сломанными людьми, пробирающимися от одного кровавого дела к другому.
Metal Gear Rising: Revengeance
Правила природы требуют крови
Разрушая все, что было построено с 2001 года, роль Райдена в Metal Gear Rising: Revengeance становится ролью равнодушного массового убийцы. Его превращение в кибернетического ниндзя сопровождается философией, отсекающей всякую справедливость или мораль. Он знает, что убивает ради продвижения целей, а не ради спасения мира, и его это устраивает.
Игра полностью наслаждается этой темной гранью с чрезмерно динамичным боем. Райден разрезает врагов на миллионы кусочков, сталкиваясь с противниками, которые являются отражением его собственных выборов, но ему удается оставаться на моральной высоте, просто отрезая их ноги. Когда личность Джека Потрошителя проявляет себя, игроки быстро понимают, что они играют не за благородного кибер-ниндзя, а за устрашающее и эффективное оружие, для которого героизм не имеет значения.
Статья заставила задуматься о том, как иногда мы привыкаем видеть в играх только героев. Интересно, как разработчики используют антигероев, чтобы показать сложные моральные дилеммы. Особенно понравилось описание Spec Ops: The Line, действительно заставляет пересмотреть свои взгляды.
Отличный материал! Всегда нравились игры с антигероями, они делают истории более интересными и глубокими. Особенно впечатлило описание Overlord. Забавно, как иногда злодейство может быть таким увлекательным. Надеюсь, появится больше таких игр в будущем.